Собственно, Симонова монастыря в Москве нет с января 1930 года. Его взорвали, чтобы построить цеха заводов «Динамо» и ЗИЛ. От самого богатого, крупного монастыря Москвы остались три мощные башни XVII века, фрагмент монастырской стены, храм Тихвинской иконы Божией Матери и хозяйственные постройки XVI и XVII веков.
В городском фольклоре до начала XX века Симонов был связан с Бедной Лизой. Писатель Карамзин в своей сентиментальной новелле утопил Лизу в монастырском пруду Симонова. После революции литературные аллюзии потеряли смысл. В 1923 году монастырь закрыли. А в 1930-м взорвали. Какой там пруд, на воздух взлетели две трети 500-летней архитектуры, среди них — Успенский собор, по масштабу и значимости не уступавший храму Христа Спасителя, и колокольня Константина Тона, что была выше колокольни Ивана Великого в Кремле.
Часть древних монастырских ценностей оказалась в Оружейной палате Кремля, а четыре иконы — в Третьяковской галерее.
К 1937 году на месте Успенского собора был построен ДК ЗИЛ, первый дворец культуры Москвы, образец архитектуры конструктивизма братьев Весниных. Сейчас ДК ЗИЛ отделяет от Симонова монастыря лишь условная металлическая ограда. Но если ДК ЗИЛ успешно адаптировался в постсоветской истории, став современным мультикультурным центром, то Симонов монастырь выглядит как выпавшая из времени архитектурная руина.
Две подруги, деловые женщины Татьяна Шевченко и Валентина Семанова-Левко решили помочь вернуть городу архитектурные сокровища Симонова монастыря и вписать исторический памятник в современный культурный контекст и с этой целью создали общество «Друзья Симонова».
При всей безрадостности картины, которая открывается в Симонове на первый взгляд, это вовсе не заброшенный памятник.
Монастырь, точнее, то, что от него осталось, — действующий храм Тихвинской иконы Божией Матери. В храме трудятся два священнослужителя – настоятель иерей Евгений Морозов и иерей Валентин Терехов, проходят службы, работает воскресная школа.
Как и другие церкви в России, Симонов находится на самоокупаемости и платит по счетам наравне с другими организациями, безо всяких льгот. Время от времени монастырь получает пожертвования состоятельных прихожан и меценатов и пытается в прямом смысле слова заткнуть дыры. Например, заплатить за отопление всех помещений или нанять рабочих для уборки территории: у двух священников, которые ведут службы и преподают в воскресной школе, охватить 14 500 кв. м территории монастыря не хватает ни сил, ни времени.
В 1992 года впервые в Москве именно в Симонове прошла служба одновременно голосом и жестами, то есть с сурдопереводом, а церковь, говоря современным языком, стала инклюзивной. В Симонов приезжают слабослышащие и глухие паломники со всей России, в воскресной школе учится несколько слабослышащих детей. В этой непростой работе монастырю нужна профессиональная помощь.